В ноябре 1967 года жизнь в Лондоне резко изменилась. Размеренное, даже немного скучное существование лондонских обывателей как будто закончилось. На улицах больше не встретишь скромных девушек-школьниц в юбках не выше колена. Зато есть ярко-оранжевая молодежь, танцующая и поющая под гитару на Карнеби-стрит. На Портобелио-роад вдоль бесконечных рядов толкучки бродят парни и девушки со всего мира и в пабах на обочине пьют темное пиво “Guinnes”. Молодые люди показывают свои огромные рыжие космы, банты, галстуки, колокольчики, бусы, гитары, шокируя своим поведением все буржуазное общество. Всюду слышны возгласы “Flower – power”, “Make love not war”!
Что произошло? Революция? Скорее просто праздник. Люди празднуют рождение новой культуры – культуры хиппи. Она рождалась в пабах Ливерпуля под музыку Джона Леннона, Джорджа Харрисона, Ринго Стара и Пола Маккартни, в маленьких лавочках вдоль знаменитой Кингзроуд в Челси. Английские юноши и девушки протестовали против надоевших кастовых основ буржуазного общества. Им помогла английский модельер-дизайнер Мэри Квант: одним взмахом ножниц она открыла девочкам ноги. Парни-портные с Карнеби-стрит, что в двух шагах от лондонского Сити, шили немыслимо яркие рубашки и галстуки, невероятной ширины джинсы. Под новую поп-рок-музыку из Калифорнии приплыли нечесаные, лохматые люди со странными бубенчиками, бусами, браслетами. Во всех странах Запада сформировалось явление, которое называют hippies-style –“стиль хиппи”. Пока умные дяденьки делали на массовой культуре гигантский бизнес, продавая яркую и карнавальную одежду, хиппи создали свою музыку, свой мир, красочный и неповторимый. Хиппи – это не стиль одежды, это образ жизни и даже мыслей. Хиппи не просто разукрашенные во все цвета радуги подростки, стремящиеся к самовыражению. Они – люди, которые создали свою религию, основанную на любви. Они не понимают, что такое свой ребенок и что такое чужой, что такое пол, семья. Хиппи дарят свою любовь всем, независимо от национальности и цвета кожи. “Мы уходим из общества не для того, чтобы в стороне презирать его, а для того, чтобы улучшить его. Мы хотим сделать общество более терпимым к незнакомым лицам, предметам, явлениям. Мы хотим сказать обществу – вы не свиньи, но цветы. Любовь – это свобода! Все люди – цветы!”- говорили хиппи тогда, в далекие 60-е. “Дети цветов”( так до сих пор называют хиппи) признают высшей ценностью свободу. Хиппи верят: достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души, а душевному освобождению способствуют легкие наркотики. Те, кто разделяет эти “правила”, образуют идеальную форму общежития – духовную общину. Настоящие хиппи живут в группах, где они проявляют свою индивидуальность.
Идеология хиппи основана на пацифизме. Отсюда их аполитичность, игнорирование власти, так как именно они разжигают войны и заставляют людей убивать друг друга. Хиппи не знают, что такое война и не участвуют в ней. Индивидуальность “детей цветов”- реакция на обезличенность общества. Как большая часть молодежи с ее бунтарским характером, хиппи протестуют против упорядоченности, стандартизации жизни, утверждая, что нужно жить сегодняшним днем. Неудивительно, что хиппи отходят от формальных социальных институтов: для них не существует законов, у них нет морали. В принципе – у них нет ничего. Особенно денег. “Нормальные люди пусть аплодируют, а вы, богачи, трясите драгоценностями!” – сказал как-то Джон Леннон на одном из своих концертов под восторженные крики цветочной молодежи. Именно дети цветов заставили людей усомниться в ценностях долларового мира. Зачем им деньги, когда у них есть творчество? Они творцы, многие из них настоящие таланты. Но они не продают свой талант, они живут им. Творчество хиппи невозможно без “видения”. Это слово самое популярное в идеологическом лексиконе хиппи, в нем заключается сущность их мировосприятия. Подлинная духовность, по мнению хиппи, заключается в способности “видеть” явления, то есть создавать образы в своем сознании. Обычный человек видит в стакане с водой только воду, а хиппи видит в нем радугу, океан или вечный источник жизни. Все это приближается к идее об абсолютном значении ассоциативного, поэтико-мифологического мышления. Человек, достигший “видения”, считается свободным, раскрепощенным.
В нашей стране развитие культуры хиппи пошло по другому пути. Первые хиппи появились в России в конце 60-х годов. Элитная молодежь( в значительной степени дети “выездных” родителей) привезла из стран Запада очередную зарубежную моду – на внешний вид, музыку, образ жизни. Долгое время хиппизм оставался элитарным, немногочисленным. Но постепенно стиль хиппи “демократизировался”, но это был уже не тот стиль жизни, который пропагандировали лондонские мальчики и девочки. Настоящих хиппи в России было немного, была только мода на яркую атрибутику детей цветов. Люди, которые считают себя хиппи, остались до сих пор. Молодые люди и девушки от 14 до 20 лет совмещают хиппизм с учебой и не всегда придерживаются заповедей об образе жизни “настоящих хиппи”, зато отдают предпочтение атрибутике, сленгу и тусовкам. Хиппи имеют четко установленные места встреч на улицах каждого крупного города. В Питере наиболее известны такие места, как “Сайгон”, “Язва”, в Москве – “Гоголя”, “Карман”, “Деревяшка”, кафе “Вавилон” на улице Герцена. Но больше всего хиппи любят тусоваться во флэтах – квартирах, где нет посторонних. Стены здесь обычно оклеены газетами, паркет разворочен, одежда и обувь валяются где попало, на полу расстелены тряпки и спальники, вывеска “Запасной выход” перпендикулярно закреплена над дверью, так что стрелка направлена в потолок, в прихожей выставлен фанерный щит: “Места сбора участников”. Мальчики и девочки покурят травку, пофилософствуют и разойдутся. Дома они снимут старые, выцветшие джинсы в ярких, разрисованных заплатках, свитера до колен, закинут в угол брезентовую сумку и стоптанные кроссовки. Ну не пойдешь же в таком виде в школу или на работу! Хиппи больше не стиль жизни, и уж тем более не идеология, а средство самоутверждения. Митинги против войны и насилия остались в прошлом, настоящее – тусовки, наркотики и яркая одежда.
Но движение хиппи не умерло. Оно слишком прекрасно, чтобы умереть. В безликой толпе остались люди, которые дарят друг другу любовь и доказывают свои идеалы. От них можно услышать слова “Мир во всем мире” и “Любовь – все, что тебе нужно”. Они по-прежнему слушают “Beatles”, красят волосы во все цвета радуги и никогда никого не бросают. Эти люди искренне верят в то, что у осени 1967 года будет продолжение. Кто знает, может, их желание сбудется?